Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

МБУ ДО СШ "ОЛИМПИЕЦ"

СМЕЛОСТЬ БЫТЬ СИЛЬНЫМ

Наша школа

Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Документы
УСТАВ МБУ ДО СШ "Олимпиец" г. Канска
Устав МБУ ДО СШ "Олимпиец" 2023
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
Лист записи ЕГРЮЛ
Выписка из реестра лицензий
Коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка МБУ ДО СШ "Олимпиец" 2023 -2026 гг.
Дополнение от 10.01.2024г.
Коллективный договор МБУ ДО СШ "Олимпиец" 2023 -2026 гг.
Локально-нормативные акты
Распоряжение о назначении директора
Дополнительные образовательные и общеразвивающие программы по видам спорта
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки БОКС
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки ДЗЮДО
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки САМБО
Дополнительная образовательная программа СПОРТИВНАЯ БОРЬБА
Дополнительная образовательная программа ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
Дополнительная общеразвивающая программа БОКС
Дополнительная общеразвивающая программа ДЗЮДО
Дополнительная общеразвивающая программа САМБО
Дополнительная общеразвивающая программа СПОРТИВНАЯ БОРЬБА
Дополнительная общеразвивающая программа ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
Образование
Структура и органы управления организации дополнительного образования
Образовательные стандарты и требования
Руководство, педагогический (научно-педагогический состав)
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Платные образовательные услуги
Положение об оказании платных услуг МБУ ДО СШ "Олимпиец"
Договор об оказании платных услуг МБУ ДО СШ "Олимпиец"
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Доступная среда
Международное сотрудничество
Информация для родителей
Что должны знать родители
Железные правила
Выбор секции
Спортивная карьера
Выбор хорошего тренера
Воспитаем чемпиона
Гороскоп и спортивное будущее вашего ребенка
Телефоны доверия
Советы специалистов
Советы медика
Советы психолога
Информация для тренера
Материалы Академии борьбы им. Миндиашвили
Игротека
Интернет ресурсы
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РФ
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА КРАСНОЯРСКОГО КР
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАНСКА
КАНСК - 5 КАНАЛ
EДИНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 2010 - 2013 гг.
ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА РОССИИ
ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ РОССИИ
САМБО
ДЗЮДО
КНИГИ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ УПОЛНИМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ
САЙТ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
РОССИЙСКОЕ ДЗЮДО
БИБЛИОТЕКА МЕЖДУНАРОДНОЙ СПОРТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»
САЙТ «Я ИДУ НА УРОК ФК»
РОССИЙСКАЯ СПОРТИВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
85 лет Красноярскому краю
Вакансии
Противодействие терроризму
Что такое терроризм
Расписание учебно-тренировочных занятий на 2023-2024 гг.
Противодействие ИТ - мошенникам
Противодействие ИТ - мошенникам

Оценка качества

Наши партнеры

Министерство спорта РФ

Красноясркий край

Министерство образования Красноясркого края

Крайспорт

Администрация г. Канск

Канск 5 канал

Лимон ТВ

Федерация бокса России

Федерация спортивной борьбы России

Российское дзюдо

Всероссийская Федерация самбо

Федерация тяжелой атлетики Красноярского края

ФОК Дельфин

Погода в Канске

Медицинское сопровождение спортсменов


ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА -  система профилактических и лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья спортсменов.
Вопросы, касающиеся здоровья спортсмена, во всех видах спорта яв-ляют¬ся вопросами высшей важности, так как от качественного их решения зависит показываемый спортсменом результат и его стабильность, здоровье спортсмена по окончании спортивной деятельности, а также престиж спортивного направления в целом. В общем виде проблема мед обеспечения должна быть разбита на следующие разделы:
1. Первичный медосмотр до приема спортсменов в ДЮСШ.
2. Регулярный медосмотр и ежеквартальная диспансеризация в процессе тренировочной деятельности.
3. Пред - и постсоревновательный медосмотр, освидетельствование состояния спортсмена непосредственно перед стартом.
4. Оказание врачебной помощи при травмах и заболеваниях.
5. Ответственность за состояние здоровья спортсменов в период соревнований, которую разделяют между собой медкомиссия, тех. комиссия, тренер, судья и организатор соревнований.
6. Обеспечение качественных и своевременных условий релаксации спортсмена и соблюдения режима.

1. Первичный медосмотр до приема в ДЮСШ спортсменов
Первичный медосмотр при приеме новичка в ДЮСШ должен обеспечивать тренеров и врачей исчерпывающей информацией о физиологии поступающего, особенностях его развития, психического и физического состояния для того, чтобы определить допустимую нагрузку на занятиях, а также выработать график набора первичной спортивной формы. Например, если у спортсмена есть склонность к эпилепсии, то этот факт должен быть обнаружен сразу, а не в тот момент, когда в бою у него начнется припадок, и оказание помощи ему будет делом затруднительным. Результаты первичного медосмотра в обязательном порядке должны заноситься в личную мед. карту спортсмена для того, чтобы иметь возможность отслеживать прогресс или регресс физ.формы по результатам занятий. Ответственность за здоровье спортсмена на данном этапе несет тренер и врач школы.

2. Регулярный медосмотр и ежеквартальная диспансеризация в процессе тренировочной деятельности
В процессе тренировок и соревнований организм спортсмена испытывает специфические физические и психофизиологические нагрузки, не свойственные ему в обычной жизни. Поэтому ведение регулярных медосмотров, проводимых либо по завершении тренировочных микроциклов, либо после спортивных мероприятий является обязательной формой контроля за состоянием спортсмена. Помимо выявления на ранней стадии возможных отклонений в физическом развитии и рекомендаций по их устранению, регулярные медосмотры помогают определять перетренированность (выражающуюся в хроническом утомлении) и следить за гармоничным ростомспортсмена, помогая формировать тренировочную программу и планировать циклы реабилитаций. Регулярные медосмотры также гарантируют, что спортсмен не будет участвовать в соревнованиях если у него непорядок со здоровьем, о кото-ром он, возможно, еще сам не подозревает.
Обязательная ежеквартальная диспансеризация необходима для решения вопроса о допуске спортсмена на следующий тренировочный период. Обычно она заключается в комплексном анализе параметров здоровья (кардиография, анализ крови, антропометрия и т.п.) с целью выявить возможные нарушения здоровья, проявившиеся при тренировках, либо констатировать здоровье спортсмена. Без прохождения диспансеризации спортсмен становится «темной лошадкой», которую опасно «вслепую» допускать до соревнований.

3. Пред- и постсоревновательный медосмотр, освидетельствование состояния спортсмена непосредственно перед стартом
Перед каждым выездом на соревнования любой спортсмен обязан пройти освидетельствование у врача с заполнением специальной справки о здоровье, которая вместе с прочей документацией спортсмена предоставля-ется оргкомитету на мандатной комиссии. В этом случае причиной недопуска спортсмена может быть не только отсутствие справки, но и ее неправильное заполнение, т.к. допуская спортсмена, оргкомитет берет на себя ответствен-ность за его здоровье, а допуск без справки может трактоваться как умышленное причинение вреда.
После проведения соревнований обязателен медосмотр спортсменов для выявления и предотвращения осложнений от всевозможных последствий соревновательной деятельности. Спортивные травмы, оставшиеся без внимания и должного лечения в дальнейшем могут стать более серьезной угрозой здоровью.

4. Оказание врачебной помощи при травмах и заболеваниях
Отдельным пунктом идет порядок оказания мед. помощи при травмах и заболеваниях. Помимо команды врачей для помощи при легких травмах, должна наличествовать команда для быстрой госпитализации при тяжелых травмах, а также должны быть предупреждены все больницы и травмпункты, куда будут обращаться за срочной помощью. С этой стороны ответственность за здоровье спортсменов полностью лежит на организаторах, так как соревнования проводятся на их территории.

5. Ответственность за состояние здоровья спортсменов в период соревнований
Ответственность за жизнь и здоровье спортсмена определяется правилами соревнований и разделяется между должностными лицами, порядок назначения которых на должность должен быть также конкретизирован в данных правилах. Все случаи ущерба здоровью спортсменов должны отражаться в специальной судейской документации, имеющей свою нумерацию и датировку, печать, подпись ответственного лица и установленный режим хране-ния. При подобном ведении документации легко определить ответственное лицо, виновное в должностном нарушении. До тех пор, пока никто не несет персональной ответственности за жизнь и здоровье спортсменов, риск участия в соревнованиях не оправдывает труд тренера и средства, вложенные в подготовку спортсмена.

4.6 Обеспечение качественных и своевременных усло¬вий релаксации спортсмена и соблюдения режима
Не в последнюю очередь на здоровье спортсмена сказывается соблюдение им спортивного режима в пред- и постсоревновательный период. Особенно это важно на данный момент, когда подавляющее большинство команд не могут позволить себе путешествия авиатранспортом, поэтому по приезду им обязательно нужно предоставлять возможность восстановить тонус и форму, потерянную за длительную поездку. В противном случае на соревнованиях спортсмен будет работать не на пике своей спортивной формы, а в условиях спада подготовки, в результате, соревновательная нагрузка, и так являющаяся экстремальной, будет неизбежно приводить к различного рода травмам и срывам.
В этом же ряду стоит и вопрос организации предсоревновательной разминки для спортсменов. Без разминки спортсмен рискует нанести ущерб своему здоровью и повредить качеству выступления.

Восемь железных правил для родителей

Наши удачи и успешность, так же как комплексы и неудачливость, во многом растут из детства...  Сегодня мы родители. Как окрылить ребенка? Как сделать так, чтобы школа, учеба и общение стали ему в радость? Мы спросили совета у Веры Пузько, профессора кафедры педагогики и психологии развития МГУ им. Невельского.
1. Родительство - это специальность, потому надо читать и просвещаться. И тратить на ребенка время! Мы получаем профессиональные знания, затрачивая на это немало сил. Быть родителем - не меньшая наука, и значит, нужны знания. Родители оправдываются: некогда заниматься с детьми, надо зарабатывать. Как психолог не принимаю таких оправданий: если мы оставим поле невозделанным на год, оно зарастет сорняками. Так же и с детьми: если не культивируем возможности ребенка, получим «сорняковое поле»… Когда ребенок поступает в школу, кто-то из семьи должен быть с малышом, быть может, поступившись карьерой. Сколько? Как позволят обстоятельства, но лучше подольше. Может, даже целый год.
2. Записывая ребенка в первый класс, проконсультируйтесь со школьным психологом. И чем раньше, тем лучше: пусть он протестирует, готов ли малыш учиться, насколько созрел физически и психологически, сформировалась ли мотивация к учебе, сможет ли высидеть все уроки сосредоточившись, легко ли ему будет общаться со сверстниками. Психолог может дать дельные рекомендации специально для вашего малыша.
3. Будьте включенными во все, что происходит с ребенком! И не забывайте позаботиться о его  эмоциональном самочувствии. По нашим исследованиям, большинство детей испытывает острый эмоциональный голод в своих семьях, им недостаточно проявляемой родителями заинтересованности в их жизни. Уже в старших классах подросток будет стараться держать дистанцию и не пускать родителей в некоторые сферы своей жизни - имеет право! Но младшие школьники нуждаются в эмоциональных отношениях с родителями. У первоклассника стоит интересоваться, удалось ли ему с кем-то подружиться, есть ли контакт с учителем, как он себя чувствует в классе и на переменках. Понаблюдайте, не проявляется ли школьная тревожность у более старших ребят (бледность, тошнота, недомогание).
4. Никогда не сравнивайте своего ребенка или подростка с другими детьми или с самим собой! Принимайте и уважайте его индивидуальность. Не настаивайте, чтобы учитель первые два года учебы в школе ставил оценки - это весьма травматично для детей и нарушает их мотивацию к учебе. У ребенка могут быть не ваши темперамент, наклонности, но он и должен быть самим собой. Такие фразы, как: «Я в твоем возрасте была такая быстрая, а ты…» или «Посмотри, вот Ваня как решает!» - необыкновенно ранят, формируя хроническую неуспешность. Лучше сказать так: «Ты еще читаешь по слогам, не все люди научаются читать быстро, мне давалось это с трудом, и у тебя получится!». Или так: «Посмотри, вчера у тебя было так много ошибок, а сегодня ты написал грамотно и чисто!». Лучше сравнивать достижения самого ребенка, поддерживая его рост.
Кстати, школьная тревожность нередко имеет корни в семье: амбициозные родители хотят с помощью успехов ребенка реализовать свои амбиции. В таких случаях они спрашивают: «Твой ответ был лучшим в классе? Ты был лучше всех?». Непосильные требования могут обернуться для ребенка неуверенностью и неуспешностью.
5. Если вы замечаете, что учебная деятельность у школьника упорно не складывается, подчеркните его достижения и таланты в других областях! Самое главное, мы должны понимать, что школьное обучение вовсе не охватывает все разнообразие жизни и способности людей. Может быть, ребенок талантлив в спорте? В музыке? В пении? Есть люди, талантливые в общении и дружбе - они могут быть замечательными друзьями. Другие обладают экономической предприимчивостью, кто-то проявляет христианские черты милосердия и доброты, и это тоже талант! Помню девочку, которая три раза сидела в первом классе, писала с ошибками, но ее тетрадки выглядели изумительно - у нее был настоящий гений аккуратности. Плюс к тому она была мила и деликатна - разве это не особые способности? Так что стоит ценить и развивать любые таланты ребенка, даже если они не вписываются в школьную программу.
6. Верьте в своего ребенка! Ничто так не развивает личность, как вера родителей в возможности ребенка. Такая вера сквозит в выражении лица и жестах участия, в словах поддержки и взгляде, полном любви.
7. Устраивайте для ребенка семейные праздники! Например, почему бы не отпраздновать первый месяц учебы в школе? Первую пятерку как важное событие, окончание четверти? В такой день можно устроить выезд в лес или пригласить его друзей. Личный праздник - великая поддержка для ребенка.
8. Радуйтесь жизни вместе с ребенком! Собственно, каждый из нас нуждается в этом…

Воспитаем чемпиона

Мы живем в мире, где модно быть стройным, здоровым и спортивным. Совсем неплохая мода, согласитесь. Приучайте своего ребенка к здоровому образу жизни: для начала просто закаляйте его, а потом дайте возможность найти «свой» вид спорта. Не расстраивайтесь, если для этого придется сменить несколько секций. Ребенок летит на тренировку на крыльях? Значит, выбор сделан. И тогда – работа, работа и еще раз работа. Как сделать спорт частью жизни ребенка?
Начните с себя.
Физиологи подсчитали, что ребенку необходимо 4–6 часов двигательной активности в день. Как это выглядит на практике? Для физического развития, например, 3–4-летнего ребенка достаточно 1–2 раза в неделю ходить на спортивные занятия и, разумеется, гулять и играть на свежем воздухе.
С чего начать? Как это ни банально звучит, начните с себя! У здоровых и спортивных папы и мамы наверняка появятся на свет дети с генетической предрасположенностью к спорту. И даже если они не покажут выдающихся результатов, то хорошее здоровье им будет обеспечено. А это уже, согласитесь, немало. Так что хотите воспитать чемпиона – сами занимайтесь спортом и будьте успешны!
Режим есть режим.
И вот ваш ребенок серьезно занялся спортом. Детям-спортсменам совершенно необходима моральная поддержка родителей. Вникайте в жизнь секции, ходите на тренировки. Следите за успехами ребенка, подбадривайте его, когда ему тяжело.
Если родители не интересуются тем, что происходит в спортивном зале, то высших достижений и стабильного интереса к спорту у ребенка не будет.
Очень многое в спортивной карьере ребенка зависит от тренера. Он должен быть требовательным, но не авторитарным. Известны печальные примеры, когда тренеры, делая будущих «звезд», пользовались жесткими и даже жестокими методами. Это недопустимо: в отношениях спортсмена с тренером должно быть доверие.
Режим для спортсмена, да и для любого человека, очень важен. Особенно он необходим маленькому человечку, ведущему активный образ жизни. Прежде всего, ребенок должен высыпаться. Если занятие было интенсивным, уложите его на полчаса раньше: он устал и уснет без капризов. А вот если «перегуляет» – тогда дело плохо… Уставший и не высыпающийся ребенок может часто болеть.
Послеобеденный сон также желателен, но не делайте из него культа. Если ребенку 5–6 лет, можно не укладывать его в постель, а просто устроить спокойную получасовку. Пусть полежит на диване, и совсем необязательно с закрытыми глазами. А вот отдых и телевизор – вещи несовместимые. Сидя перед экраном, ребенок напряжен и не может расслабиться.
Ни в коем случае нельзя дать понять ребенку, что можно пропустить тренировку. Перед тем, как давать ему какие-то упражнения (если, например, вы занимаетесь дома), нужно доходчиво объяснить смысл тренировки. Пока он не поймет, зачем нужна эта конкретная нагрузка, толку все равно не будет. То же самое должен делать тренер. Если он по какой-то причине не объясняет ребенку, для чего-то или иное упражнение, родителям надо с ним поговорить.
Если тренер отругал своего подопечного, и ребенок обиделся, разберитесь в ситуации. Не стоит сразу принимать сторону ребенка. Если тренер прав, объясните ребенку, что именно малыш сделал не так. Но бывает, что ошибся или не сдержался тренер. Тренеры и учителя – тоже люди и у них есть свои слабости. Справедливые отношения со взрослыми очень важны для ребенка. Поговорите с педагогом и убедите его не общаться с детьми на повышенных тонах.
Крайне важно воспитывать в ребенке здоровые амбиции и честолюбие. Спорт и заниженная самооценка – взаимоисключающие понятия. Между прочим, существует и обратная зависимость: спортивная карьера способствует развитию самооценки. Ребенок выиграл в соревнованиях, сдал нормативы на разряд? Это внушает уважение!
Любите своих детей!
Будьте справедливыми родителями!

Как отличить хорошего тренера от плохого?

Есть мнение, что тренера не выбирают – выбирает сам тренер. Но не все так однозначно. Если у вас как у родителя нет навязчивой идеи, одеть ребенка в форму с эмблемой вполне конкретной спортшколы, имеет смысл все-таки  «побродить по базару» и проверить разные варианты. В конце концов, вы ведь хотите приобщить своего ребенка к спорту, а не принести его этому спорту в жертву? Тогда давайте выбирать тренера. Схема исследования не так уж сложна, однако отнестись к этому процессу стоит вдумчиво – игра стоит свеч.
Совет первый: сходите на тренировку как в разведку
Прежде чем приводить своего ребенка в группу начальной подготовки, не поленитесь – поиграйте в шпионов. Нанесите визит на занятия к тренеру, который обучает ребят интересующего вас возраста. Приходить лучше без ребенка, так сказать, инкогнито.
Дальше включите весь свой запас наблюдательности. Посмотрите, как проводится тренировка: прежде всего, обратите внимание на настроение детей. Всегда бросается в глаза, занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Хороший тренер всегда позаботится о создании позитивной атмосферы. Позитив в данном случае не должен выражаться в шуме, гаме и дыме коромыслом. Просто должна ощущаться доброжелательная рабочая обстановка, в которой у детей, что называется, «горят глаза». Бойтесь тренерского сюсюкания с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке». Дисциплина и муштра – отнюдь не одно и то же, и смешение этих понятий применительно к детскому спорту серьезно воздействует на психику юных спортсменов.
Оцените ритм занятий: у хорошего тренера они всегда проходят в резвом темпе, однако упражнения обязательно перемежаются расслабляющими играми или эмоциональными эстафетами. Еще один факт в пользу наставника – если детям предлагается максимальное разнообразие упражнений: чем больше смены восприятия в ходе занятий – тем лучше.
Помните важнейшую истину: детский тренер – в первую очередь педагог, во вторую – методист. Поэтому проследите за манерой общения объекта ваших наблюдений с ребятами. Кричащий тренер – это не беда. Более того, зычный голос для интенсивных занятий в группе – даже благо. Другое дело, что и как кричится. Если преподаватель пытается (вольно или невольно) унижать своих воспитанников, а тем более поливать их бранью – бегите из этой школы, куда глаза глядят. Не слушайте бредней так называемых «специалистов», которые будут уверять вас, что без русского мата в спорте никак не обойтись. Все это чушь – не только обходятся, но и чемпионов готовят. Если только тренер – хороший, и он действительно пригоден для работы с детьми. Кстати, в западных странах для того, чтобы трудиться в детских спортивных школах, необходима специальная лицензия. У нас к этому вопросу пока относятся довольно легкомысленно – не у всех есть даже соответствующее образование.
Что еще? Разумеется, не упустите из виду внешний вид тренера. Подтянутость и аккуратность в одежде – почти всегда гарантия серьезного и уважительного отношения к своей работе. Значит, можно продолжать знакомство.
Совет второй: поговорите с людьми
Систематизировав свои первые визуальные впечатления, продолжайте исследование с помощью «опроса общественного мнения». Поговорите с родителями детей, которые занимаются у этого тренера давно. Не ограничивайте свой круг общения только мамами или только отцами – первые обычно весьма образно описывают человеческие качества воспитателя и обильно снабжают свои рассказы конкретными ситуациями из жизни. Зато папы обстоятельно оценят профессионализм наставника в плане методики тренировок и его дальновидность в ходе соревновательного процесса.
Попытайтесь собрать на потенциального гуру для вашего ребенка своеобразное досье. Уточняйте, пунктуален ли он, часто ли шутит, умеет ли разумно сочетать политику «кнута и пряника», быстро ли запоминает имена новых воспитанников – все это идет в плюс претенденту. Если тренер способен пожалеть и поддержать воспитанника – даже в ситуации, когда на фоне коллектива проблема одного занимающегося не столь заметна, – это добрый знак. Бывает, увы, и обратное: для «сенсея» все юные спортсмены – лишь рабочий материал, а на такие мелочи, как ранимые детские души, он обращать внимание просто не привык.
Обязательно попробуйте разговорить и самих детей – что они думают о своем тренере? Устами младенца как источником информации воспользоваться в данном контексте очень даже уместно. Детские мнения необычайно лаконичны и точны в формулировках. Приходилось слышать от ребят характеристики воспитателя в широчайшем диапазоне – от «злой, как бандит» до «он нас сам боится». Что ж? Подшейте и эти реплики к вашему досье – пригодятся.
Поинтересуйтесь также послужным списком тренера, то есть результатами выступления его воспитанников в соревнованиях. Однако помните, что результаты турниров – отнюдь не главный критерий оценки уровня специалиста по детскому спорту, особенно для командных видов типа футбола или хоккея. В крупных школах, где ведется жесткий отбор наиболее одаренных детей, тренер способен давать результат подчас исключительно на первичных способностях своих учеников. Более того, там, где результат детских соревнований ставится во главу угла, и сам отбор ведется главным образом по физическим параметрам. Научно доказано, что в ранних возрастах физически сильные и рослые дети обязательно обыграют талантливых и обученных, но более слабых на данный момент сверстников. Поэтому все тренерские победы и регалии с самыми юными спортсменами – условность. Несколько иная ситуация в индивидуальных видах спорта: там результат состязаний может считаться более объективной характеристикой тренерского мастерства. Но все равно – относитесь к этой статистике с осторожностью, чтобы не стать жертвой заблуждения.
Совет третий: пообщайтесь с самим тренером
А теперь – к субъективным впечатлениям. Чтобы дополнить портрет возможного спортивного руководителя для вашего ребенка, необходим разговор с тренером. Это – один из важнейших тестов на профпригодность. Для начала оцените первую реакцию собеседника на ваши вопросы: если отвечает с раздражением, подчеркнуто холодно или невежливо – скорее всего, в процессе занятий будут проблемы и у ребенка.
Постарайтесь намеренно затянуть разговор – не слишком навязчиво, но обстоятельно расспросите наставника об условиях приема в школу, режиме тренировок и критериях отбора. Поделитесь какой-нибудь проблемой, связанной с вашим ребенком – например, пожалуйтесь на то, что он не высыпается или плохо ест. Очень важно, как тренер поведет себя в данной ситуации – постарается дать какие-то рекомендации или ограничится формальной ответной репликой. Помните: если объекту вашего теста интересна его работа, он обязательно попытается вникнуть в суть ситуации, связанной с приходом в его группу нового спортсмена. Даже если наш герой (гипотетический «хороший тренер») торопится, он объяснит это вам максимально тактично. Вообще уважительное отношение к родителям воспитанников – верный признак того, что в поиске хорошего тренера вы на верном пути.
Итак, подведем итоги. Собирательный образ хорошего детского тренера выглядит примерно следующим образом. Подтянутый и пунктуальный, вежливый, но не заискивающий, он любит свою работу и пользуется ответной любовью детей. Его тренировочный режим интенсивен, но не утомителен, упражнения – разнообразны, он – настоящий хозяин на спортивной площадке и всегда контролирует ситуацию, не забывая ни пожурить, ни похвалить своих питомцев. Он умеет общаться с детьми так, чтобы его слышали и понимали, однако никогда не позволит себе хамства и грубости в адрес подопечных. Он умеет создать правильное настроение – как в ходе тренировки, так и на соревнованиях. Он вникает в деликатные моменты, связанные с индивидуальностью детей и содействует решению проблем. И еще – он никогда не пройдет мимо неопрятности воспитанников, явного нарушения правил экипировки или техники безопасности.
Скажете – идеал? Порадую вас: таких тренеров, к счастью, довольно много. Они живут в реальном спортивном мире. Просто не пренебрегайте возможностью их найти. Поиск такого тренера, поверьте, – задача гораздо более важная, чем попадание ребенка в школу с солидной вывеской и славной историей.