Сформирован ли у Вас педагогический такт ?
Для выявления степени сформированности педагогического такта ответьте на вопросы анкеты утверждением «да» или отри¬цанием «нет».
1. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?
2. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?
4. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по от¬ношению к Вам проявили несправедливость?
6. Отстаиваете ли Вы интересы несправедливо обиженных школьников?
7. Легко ли Вы впадаете в гнев?
8. Заступаетесь ли Вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
9. Общительный ли Вы человек?
10. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
11. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?
12. Предпримете ли Вы первым шаги к примирению?
13. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
14. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах выступят слезы?
15. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недо¬любливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к нему?
17. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?
18. Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?
19. Удается ли Вам при общении с людьми создавать опре¬деленное настроение?
20. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
21. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
22. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?
Ключ к тесту
Подсчитайте количество положительных ответов на вопро¬сы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и коли¬чество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нару¬шений такта не наблюдается. Однако преподавателю не достает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становится ус¬тойчивым педагогическим умением преподавателя. Легче уста¬навливается деловой контакт со школьниками, но более слож¬но достигается контакт психологический.
24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера учителя.