Самый сильный тот,у кого есть
сила управлять самим собой.
Луций Анней Сенека
Конфликты и их профилактика
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе, учреждения дополнительного образования детей (УДОД) и любой организации, государства, общества и человечества в целом.
Что же такое конфликт?
В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" .
Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
В образовательном учреждении, в том числе, в УДОД можно выделить четыре основных субъекта деятельности: воспитанник, педагог, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды:
• воспитанник-воспитанник;
• воспитанник-педагог;
• воспитанник-родители;
• воспитанник-администратор;
• педагог-педагог;
• педагог-родители;
• педагог-администратор;
• родители-родители;
• родители-администратор;
• администратор-администратор.
В зависимости от ситуации или участ¬ников события, конфликты бывают раз¬ные. В науке их разделили на несколь¬ко типов. Давайте внимательно посмотрим и по¬думаем, в какой из указанных конфлик¬тов чаще всего мы попадаем.
Типы конфликтов:
внутриличностный;
групповой;
внутригрупповой;
межличностный;
национальный.
Кстати, психологи выделя¬ют разные стратегии решения конфликта. Одни люди всеми силами стараются их избегать, другие как-то приспосабли¬ваются к ним. Кто-то предпо¬читает «силовое разрешение» домашних и служебных войн, а кто-то ищет компромиссы и, в конце концов, приходит к сотрудничеству.
В народе есть такое выражение: «луч¬ше предупредить болезнь, чем ее потом лечить». Смысл его имеет прямое отно¬шение и к конфликту. Лучше постарать¬ся избежать конфликтной ситуации, тем самым, сохранив хорошие отношения с собеседником, чем потом пытаться раз¬решить ссору. Конечно, не каждому че¬ловеку это удается. Если вы способны правильно воспринимать ситуацию и ок¬ружающих людей, а также, не зависи¬мо от этого, контролировать свои эмо¬ции и поведение, то избежать конфликтных ситуаций и успешно разрешать кон¬фликты в жизни других людей будет гораздо проще.
Давайте рассмотрим: какие действия нужно применять во избежание конфликтных ситуаций. Существует множество правил, как избежать конфликта при общении с людьми. Вот некоторые из них:
1.Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо¬ции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
2.Если не хотите в человеке нажить врага, никогда не выражайте сомнения в умственных способностях и одаренности вашего собеседника.
3.Беседуя с людьми по вопросам, по которым у вас с ними имеются разногласия, ни в коем случае не начинайте с них. Может случиться такое, что человек уже готов к обороне, и все нападки могут вызвать усиление агрессии. Или у человека было хорошее настроение, а в связи с вашими вопросами может возникнуть конфликт.
4.Стремясь убедить человека, нужно дать ему сначала выговориться. Это, конечно, требует терпения, но очень эффективно.
5.Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек - не про¬фессия. Это верно. Однако, если педагог-профессионал конфлик¬тен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связан¬ным с хорошим знанием предмета.
6.Никогда не выясняйте отношения с администрацией УДОД, коллегами и родителями в присутствии воспитанников.
7.Никогда на своих занятиях не давайте негативных оценок деятельности и личности других педагогов, администрации УДОД, родителей.
8.По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого воспитанника. Однако не стоит злоупотреблять своим педагогическим авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать автори¬тет, повышая качество преподавания и создавая высоконрав¬ственную атмосферу в группе.
9.Существует утверждение: когда два человека конфликтуют, то неправ тот из них, кто умнее. Если человек считает себя опытным и умным, он должен уметь защитить свои интересы и интересы дела, не доводя ситуацию до конфликта, не наживая врага в лице своего оппонента. Поэтому в конфликте воспитанник-педагог, как правило, неправ педагог. В конфликте педагог-администратор обычно неправ администратор.
10.Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по
крайней мере, уважать всех, начиная с себя.
11.Во все времена у всех народов сложно было жить без чув¬ства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В со¬временной России без чувства юмора вообще прожить невозможно.
12.Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной де¬ревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все про¬блемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у дру¬гих людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
13.Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее про¬гноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихуд¬ший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Для того чтобы эти правила были успешны, нужно добиться того, чтобы они стали вашими жизненными принципами.
В заключении хотелось бы отметить, что острые ситуации нередко становятся причиной отрица¬тельных эмоций и стрессов. Но в то же время конфликты ...по¬лезны. Ведь они помогают разрешить противоречия и выяс¬нить исходные позиции сторон. Конфликт может не только раз¬рушать взаимоотношения, но, напротив, улучшать их, служить мощным стимулом к пониманию.
Главное - учиться ПРАВИЛЬНО строить свое поведение.