Подвижные игры
КАРТОЧКА №1
Название игры: «Река и ров»
Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от ко-лонны – ров, слева – река. Через реку надо пере-плыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считает-ся упавшим в реку. Ему помогают выбраться, пода-вая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Вы-игрывает игрок, совершивший меньше ошибок.
КАРТОЧКА №2
Название игры: «Совушка»
Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День на-ступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подра-жая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель про-износит «День...». Совушка уходит в гнездо, играю-щие «оживают».
КАРТОЧКА №3
Название игры: «Ловишка в кругу»
Содержание: Посреди площадки чертят круг диамет-ром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбира-ется водящий (ловишка). Он становится в центр кру-га. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пой-манным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пой-манные. Из неосаленных выбирается новый водя-щий.
Правило: Ловить можно только в кругу.
КАРТОЧКА №4
Название игры: «Ловишка с лентами»
Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или во-рот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Бе-ги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сиг-налу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.
Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успев-ших встать на какой-нибудь возвышающийся пред-мет. «С мячом». Водящий должен осалить убегаю-щих мячом. «С приседанием». Нельзя ловить при-севшего игрока.
КАРТОЧКА №5
Название игры: «Горелки»
Содержание: Играющие становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз, два, три – беги!
После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по од-ному разу.
КАРТОЧКА №6
Название игры: «К своим флажкам»
Содержание: Играющие делятся на 4 команды и ста-новятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учи-тель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети от-крывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.
КАРТОЧКА №7
Название игры: «Хитрая лиса»
Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Ведущий обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повто-ряют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запят-нанный временно выбывает из игры. По сигналу де-ти вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.
Правило: Лиса не должна выдавать себя.
Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.
КАРТОЧКА №8
Название игры: «Подкрадись к спящему»
Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпа-ет». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, пер-вая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осален-ные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются са-мые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.
КАРТОЧКА №9
Название игры: «Охотники и зайцы»
Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, во-дящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мя-чом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего вы-бирают другого охотника.
Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нель-зя.
КАРТОЧКА №10
Название игры: «Передал - садись»
Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колон-ны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, кото-рый возвращает его и приседает. Затем капитан пе-редаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если по-следний в колонне, получив мяч, бежит на место ка-питана, а тот встаёт в начале колонны.
КАРТОЧКА №11
Название игры: «Медведи и пчёлы»
Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находит-ся на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие де-лятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст коман-ду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убе-гают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жа-лят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очеред-ной игре. После двух повторений игроки меняются.
КАРТОЧКА №12
Название игры: «Лиса и куры»
Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от дру-гой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Ли-са уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя ли-са подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насес-ты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мя-чом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.
КАРТОЧКА №13
Название игры: «Запрещённое движение»
Содержание: Играющие вместе с учителем становят-ся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполня-ет различные движения, указав, какое из них – за-прещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, за-тем продолжает играть. Запрещённое движение сле-дует менять после 4-5 повторений.
КАРТОЧКА №14
Название игры: «Третий лишний»
Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий за-нимает место перед какой-либо парой. Стоящий сза-ди убегает, водящий устремляется за ним. Осален-ный становится водящим.
КАРТОЧКА №15
Название игры: «Цепочка»
Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во вре-мя ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.
Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».
КАРТОЧКА №16
Название игры: «Свободное место»
Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продол-жает движение. Запятнанный бежит в обратную сто-рону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.
КАРТОЧКА №17
Название игры: «Медвежата на льдине»
Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «мед-вежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, на-чинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также бе-рутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.
КАРТОЧКА №18
Название игры: «Бездомный заяц»
Содержание: Играющие, кроме двух водящих, стано-вятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от пре-следования, забегает в любой «дом». Игрок, к кото-рому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запят-нает зайца, они меняются ролями.
КАРТОЧКА №19
Название игры: «Караси и щука»
Содержание: На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на дру-гую строну через невод (под руками). Щука подсте-регает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, обра-зуют «корзины» – круги, через которые нужно про-бегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробе-гать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.
КАРТОЧКА №20
Название игры: «Стой!»
Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сиг-налу водящий ударяет мячом о пол и называет но-мер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побы-стрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все ос-танавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.
КАРТОЧКА №21
Название игры: «Охотники и утки»
Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на мес-тах. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра про-должается до тех пор, пока все утки не будут осале-ны. После этого команды меняются местами.
КАРТОЧКА №22
Игра, связанная с прыжками в высоту “Удочка”
Играющие образуют круг, в центре которого распо-лагается водящий с длинной скакалкой в руках. По сигналу он начинает крутить скакалку, а играющие стараются через нее перепрыгнуть, не задев. Игрок, который задел скакалку, меняется ролями с водя-щим. Победителем считается игрок, ни разу не за-девший скакалку.
КАРТОЧКА №23
Игра, связанная с прыжками в длину “Челнок”
Играющие разбиваются на две команды и распола-гаются напротив друг друга на лицевых линиях. По сигналу игроки команд прыгают (толкаясь двумя но-гами с места) навстречу к средней линии. После прыжка первого номера отмечается линия его при-земления, игрок возвращается в свою команду, а с места его приземления прыгает уже очередной иг-рок и т.д. Если последнему игроку удалось преодо-леть линию соперника, то его команда побеждает.
КАРТОЧКА №24
Игра, связанная с метанием “Мячом в цель”
У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, все они располагаются на линии метания. На рас-стоянии 10 шагов водящий подбрасывает волей-больный мяч вверх. Задача играющих попасть в ле-тящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побе-ждает игрок, который за 8-10 попыток набрал боль-ше очков.
КАРТОЧКА №25
Игра, связанная с метанием “Попади в цель”
Играющие делятся на две команды и выстраиваются ше-ренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 бас-кетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противопо-ложной команде. Выигрывает команда, сумевшая зака-тить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за бас-кетбольными мячами.
КАРТОЧКА №26
Игра, связанная с передачей и ловлей мяча“Десять передач”
Играющие разбиваются на пары и располагаются на рас-стоянии 2-3 м друг от друга, образуя шеренги. У каждой пары мяч. По сигналу они начинают передавать мяч оп-ределенным способом, ранее оговоренным, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, сделавшая 10 пере-дач без падения на землю.
КАРТОЧКА №27
Игра, связанная с передачей и ловлей мяча “За мячом”
Играющие образуют несколько команд, каждая из кото-рых выбирает водящего. Команды делятся пополам и ста-новятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. По сигналу водящий передаёт стоящему первым в про-тивоположной колонне игроку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом и т.д. Игра заканчивается то-гда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи воз-вратятся водящим. Выигрывает команда - первая закон-чившая задание.
КАРТОЧКА №28
Баскетбол с надувным шариком
Две команды по 4-6 игроков произвольно располагаются на бас-кетбольной площадке (как в баскетболе). Капитаны выходят на се-редину. Руководитель подбрасывает между капитанами надувной шар, после чего он попадает к одной из команд. Игроки, подпрыги-вая и подбивая шар рукой, передают его друг другу. Конечная цель - коснуться шариком щита противника. При попадании засчитывает-ся очко. Мяч снова разыгрывается в центре площадки. между капи-танами. Игра длится 10 мин со сменой сторон площадки после пер-вых 5 минут игры.
Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Во время прыжков не разрешается отталкивать других игроков, а так же бежать с мячом в руках. За нарушение мяч передается другой команде, за вторичное нарушение игрок удаляется с площадки на 2 минуты без права замены.
Примечание: необходимо иметь 2-3 шарика в запасе, взамен лоп-нувших.